МОУ детский сад № 271

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

18. Охрана детства

Основы защиты прав детства
Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
- Декларация прав ребенка (1959)
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».
Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства. Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей». В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».
В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает: • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6); • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16); • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24); • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24); • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34); • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37); • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс предусматривает ответственность: • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136); • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).
Семейный Кодекс РФ гарантирует: • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56); • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69); • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).
Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56). В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений. ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.
Устав МОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.


Телефонная линия
Следственным комитетом РФ уделяется большое внимание профилактике и предупреждению преступных посягательств в отношении несовершеннолетних. С этой целью во всех регионах страны на протяжение нескольких лет действует телефонная линия «Ребенок в опасности». В Следственном управлении Следственного Комитета РФ по Волгоградской области также организована работа круглосуточной телефонной линии «Ребенок в опасности».
Телефонный номер 123
Главным назначением данной телефонной линии является незамедлительное реагирование на факты нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних. Любой гражданин, который обладает информацией о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии в отношении несовершеннолетних, может позвонить по данному телефону и сообщить о таких фактах. Все сообщения регистрируются и рассматриваются в установленном законном порядке. Звонки могут поступать как от самих несовершеннолетних, так и от иных граждан, которым известно о каких-либо фактах ущемления или нарушения прав и интересов несовершеннолетних, а также совершения преступления в отношении данной категории, телефонный звонок бесплатен и может быть осуществлен с мобильного номера любого сотового оператора, либо со стационарного телефона. Круглосуточная телефонная линия «Ребенок в опасности» является средством прямой связи граждан со следственным управлением и создана для немедленного реагирования на обращения по вопросам защиты прав несовершеннолетних.


Декларация прав ребенка



Защита прав несовершеннолетних детей





Задумывались какой у Вас тип родительской любви?
Родители составляют первую общественную среду ребенка. По мере взросления ребенка родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, психологического мира человека. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Многие родители считают, что нельзя показывать детям свою любовь к ним, что это ведет к избалованности, эгоизму. Но это не совсем так. Любовь, которая реализуется не через многочисленные материальные блага и затраты, а через повседневное поддержание и сохранение эмоционального контакта с ребенком, есть то универсальное требование к воспитанию, которое применимо ко всем родителям детей любого возраста. Основой для сохранения этого контакта служит искренняя заинтересованность взрослого во всем, что происходит в жизни ребенка, желание понимать и слушать маленького человека. Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А.С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания при этом такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Она включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня мало времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием душевного мира ребенка, с неумением помочь ему в его проблемах.

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». Такой стиль характерен признанием действительных (но часто мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители склоняются к чрезмерной его опеке, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку.

Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т.п. Неблагополучие ребенка признается его правом при условии реального невмешательства родителей в дела ребенка, плохого знания его переживаний и внутреннего мира.

Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Такое отношение встречается достаточно редко, его формула такова: «Ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: «Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». В общении с ребенком родитель обычно не замечает в нем ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. В воспитании характерно признание своего бессилия как родителя и переадресация ответственности специалистам для «исправления».

Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «Мой ребенок – негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. В то же время при внутренней убежденности, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

Отказ (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем. В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв «оградить нас от этого чудовища».

 

Но какой бы тип родительской любви у Вас не преобладал...


Это ВАЖНО...






Роль семьи



Роль отца




Семья и воспитание









Авторитет родителей






Я ребенок, и я имею право
Социальный ролик о правах ребенка
Видеоролик "Права и обязанности детей"
Смешарики. Азбука прав ребенка

Встанем ВМЕСТЕ на защиту ДЕТСТВА!!!


Сообщить информацию о жестоком обращении с детьми и подростками можно по следующим телефонам:
КДН и ЗП Волгоградской области 30-75-32, 30-86-17
Отдел опеки и попечительства Администрации Краснооктябрьского района города Волгограда 73-73-09
Комитет социальной защиты населения Волгоградской области 30-80-00
Помните, наше неравнодушие может спасти чью-то жизнь!


Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.


Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ